Что вспоминается, если произнести слово "миф"? Наверное, в первую очередь Древняя Греция, Зевс, Олимп и всё такое. Для многих - древнеславянский пантеон. Для кого-то - скандинавский. Но в целом, говоря о мифе, прежде всего всплывает языческая традиция. Ну и отношение к мифу формируется сообразно отношению конкретного человека к этой традиции.
Но это очень узкое понимание. В более же широком смысле мифом называется любое такое объяснение причин реальных явлений, которое не опирается на непосредственный опыт, принимается на веру и не подвергается сомнению.
И главное здесь - объяснение причин! Так уж устроено наше сознание: всё непонятное пугает, и миф помогает с этой тревогой справиться.
Вот только было бы очень большой ошибкой считать, что характерно это лишь для древних архаичных (донаучных) времён. В наше время мифов куда больше. Просто даже потому, что мы стали гораздо дальше от природы, принимая на веру и многое из того, что предки могли проверить самостоятельно, выяснив, как говорится, эмпирически.
"Общественное мнение - миф почти в чистом виде" (проф. С.Ю.Неклюдов).
Грубо говоря, миф помогает не думать и не сомневаться, приняв некую точку зрения за истину.
Это может быть полезно: позволяет не топтаться на месте, бесконечно перепроверяя теорию, а двигаться дальше. Тем более, что далеко не всё в принципе можно выяснить. Но это же может давать и обратный эффект, приводя к интеллектуальной ленности, ощущению ложной ясности и, следовательно, ограниченности во взглядах.
От чего это зависит? От готовности миф пересмотреть, от понимания того, что человеческое мышление и восприятие весьма ограничены. Однако для носителя мифа нет ничего реальнее этого мифа, велик соблазн не сомневаться. И, как правило, он оказывает именно подавляющее самостоятельное мышление влияние…
Но совсем другое дело сказка. "Сказка ложь" - об этом заявляется сходу. И это очень важно! Ведь невозможно отключить сознание, рефлексию, если знаешь, что тебе лгут. И потому сказка "добру молодцу урок" - не подавляет, а стимулирует: сначала воображение (для самых маленьких), а потом и размышление.
С точки зрения современной психологии, сказка учит "держаться в границах" и опираться на свои реальные возможности. В том числе, кстати, понимая, что "реальные" отнюдь не ограничиваются сугубо физическими. Но доверять в Дремучем лесу можно только себе. Себе и, конечно, волшебным помощникам, которые есть ничто иное как почившие, но всегда готовые помочь Герою, Духи предков.
Но это очень узкое понимание. В более же широком смысле мифом называется любое такое объяснение причин реальных явлений, которое не опирается на непосредственный опыт, принимается на веру и не подвергается сомнению.
И главное здесь - объяснение причин! Так уж устроено наше сознание: всё непонятное пугает, и миф помогает с этой тревогой справиться.
Вот только было бы очень большой ошибкой считать, что характерно это лишь для древних архаичных (донаучных) времён. В наше время мифов куда больше. Просто даже потому, что мы стали гораздо дальше от природы, принимая на веру и многое из того, что предки могли проверить самостоятельно, выяснив, как говорится, эмпирически.
"Общественное мнение - миф почти в чистом виде" (проф. С.Ю.Неклюдов).
Грубо говоря, миф помогает не думать и не сомневаться, приняв некую точку зрения за истину.
Это может быть полезно: позволяет не топтаться на месте, бесконечно перепроверяя теорию, а двигаться дальше. Тем более, что далеко не всё в принципе можно выяснить. Но это же может давать и обратный эффект, приводя к интеллектуальной ленности, ощущению ложной ясности и, следовательно, ограниченности во взглядах.
От чего это зависит? От готовности миф пересмотреть, от понимания того, что человеческое мышление и восприятие весьма ограничены. Однако для носителя мифа нет ничего реальнее этого мифа, велик соблазн не сомневаться. И, как правило, он оказывает именно подавляющее самостоятельное мышление влияние…
Но совсем другое дело сказка. "Сказка ложь" - об этом заявляется сходу. И это очень важно! Ведь невозможно отключить сознание, рефлексию, если знаешь, что тебе лгут. И потому сказка "добру молодцу урок" - не подавляет, а стимулирует: сначала воображение (для самых маленьких), а потом и размышление.
С точки зрения современной психологии, сказка учит "держаться в границах" и опираться на свои реальные возможности. В том числе, кстати, понимая, что "реальные" отнюдь не ограничиваются сугубо физическими. Но доверять в Дремучем лесу можно только себе. Себе и, конечно, волшебным помощникам, которые есть ничто иное как почившие, но всегда готовые помочь Герою, Духи предков.