Статьи "Академиков"

Велес

«Как часто мы, прельщаясь сластью вин заморских,
Всё забывали о родной земле,
О борозде, волами возбуждённой,
И о зерне, что прорастает вновь извне?»
Казалось бы, при всём нынешнем обилии и засильи Богов славянского пантеона должно приходить понимание и осознание того, что же это было и есть – язычество древних славян. Но как ни странно, пробуждающее мысль знание не обнаруживает себя при поверхностном подходе. Различные символы, образы, описание тех или иных божественных существ просто заполонили собой медиапространство. Тут и там прорастают капища Перуна, Велеса, Сварога, Даждьбога, Рода, Макоши… Возникает вопрос, а как так получилось, что на нашей земле, столь долго находящейся под гнётом иноземных захватчиков, вдруг раскрылся родной клапан, почему власть держащие структуры в массе своей не запрещают сие течение, а порой и поощряют?
Возможно, на вышепоставленный вопрос есть два ответа. Во-первых, можно подумать, что славянский, а в частности русский народ освободился и возвращается к своим истокам, дабы вновь явить миру ту истину, с которой он пришёл на Землю. Во-вторых, объяснить столь массовое увлечение язычеством можно и с позиции лжетечения. Это такой своеобразный способ увести от источника в совершенно другую сторону, в сторону слепого поклонения путём приписывания сверхъестественных способностей Богам, россказнями о чудесах и прочими выдумками. Но нам хорошо известно, что наши предки были людьми крайне практичными, здравыми и рассудительными. Ум пращуров не был отвлечён от конкретных дел, не было места фантазмам и вымышленным сущностям. За каждым Богом стоит вполне конкретное знание о той или иной области жизни людей прошлого, об устройстве мира, о структуре взаимодействия предметов и явлений, о внутреннем нравственном развитии общности как целого, так и отдельного человека.
Эта статья есть всего лишь одна из попыток, не претендующая на истину, проникнуть в корни языческого знания на примере одного из самых мистических и загадочных существ – Бога Велеса.
Велес или Волос, так называли и называют Бога - покровителя скота, скотьего Бога. Его атрибуты - бычья или воловья голова, змея, медведь. Сам же символ Бога представлен в виде треугольника, обращённого вершиной вниз, и как бы знаком рогов над треугольником. Тем, кто хоть немного интересовался языческими богами славянского пантеона хорошо знаком этот символ. В целом, «экспертное сообщество» сходится в едином мнении, что символизирует сей образ голову быка, рогатого скота. Не будем спорить с таким умозаключением, но предложим дополняющую версию, что такое схематичное изображение Велеса-Волоса может отображать и старинный плуг, которым вспахивали землю. Где треугольник есть лемех, а верхняя часть - не что иное, как ручки плуга. В такой плуг лучше всего впрячь вола, как самого трудолюбивого животного.
В процессе своего естественного развития люди научились работать, работать с удовольствием, работать на земле, дающей такой драгоценный продукт питания как злаки, что и являлось настоящим золотом для семьи. Здесь мы и можем увидеть ту натуральную картину и область знаний, которую и вмещает в себя Велес.
Ползёт плуг по землице-матушке, врезается своим лемехом, вскрывает почву для засева. Тянут плуг волы-трудяги. И вот она, некогда закостенелая, замёрзшая земля-почва, возбуждается от прикосновения оратая. Наполнится борозда семенем и даст всходы и плоды.
А что же такого таинственного есть в Велесе, и почему, собственно, он ещё и проводник в царство мёртвых? Он, Велес, как бы стоит между мирами Нави - подземного или потустороннего мира, и Яви – мира людей, земного. Когда человек умирает, его тело ингумируют. Становится человек телесный после жизни на земле удобрением для земли. В этом и есть один из символизмов и смысл Велеса - круговорот. Из земли прорастает зерно и даёт плоды. В утробе матери взращивается чадо и рождается на свет. В землю уходит переработанный продукт. В подземный мир душа возвращает тело, отслужившее ей.
Давным-давно люди заметили, что Луна на небе то умирает, то вновь нарождается, полнится и снова умирает. Как всё сущее на земле. И с одной стороны, взгляд на смену фаз луны может выглядеть как пожирание то светлой стороны тёмной, то тёмной светлой, а с другой стороны, как принесение себя в жертву то светлой стороне Луны, то тёмной стороне — Месяцу.
Ещё люди прошлого заметили и обратили внимание на поведение змей, что являются неотъемлемой частью композиции, изображающей бога Велеса. Змея осенью уходит под землю и спит, как бы умирает на зиму, а весной вновь появляется на свет — рождается. Медведь имеет ту же отличительную особенность «умирать» зимой и вновь «рождаться» весной, и так же медведь — неотъемлемый атрибут Велеса. Велес-Волос есть языческое знание славян о перерождении, о земледелии и о труде как процессе дарующем счастье и благоденствие. О соединение трудолюбия с дарующей жизнь природой.
Далее я приношу извинения перед теми читателями, кто ещё не знаком с уроками Русской Школы Русского Языка и с системой миропонимания Ясна. Но думается, что нижеизложенный текст побудит прикоснуться к вышеупомянутому волшебному знанию.
Бог Велес тесно связан со стихией Земли, в сущности, он её и олицетворяет. В Ясне треугольник Земли представлен полочками 0-4-8. Где 0 — это козерог, Луна, ночь и подземный мир — мир небытия, нави. 4 — это телец, он же целец или целый, цельный, восшедшее солнце, золото, зрелый плод. 8 — дева, древнее название этого созвездия — борозда, вспаханное поле, готовое принять зерно, а также и удобренное, навоз. И если мы соединим эти линии, то получим всё тот же треугольник, обращённый вершиной вниз к полочке 0; и — правую (4) и левую (8) ручки. Таким образом мы наблюдаем картину жизни и смерти материальной природы вещей, где всему есть место, где всё идет в дело.
А как связан Волос-Велес непосредственно с человеческой природой, с организацией душевной или психической жизни людей? В Русской Школе Русского Языка говорится о том, что ранее волосы на голове назывались ум и разум. То есть Волос есть ум человека. Это и коварный, змеиный ум, это и обобщающий медвежий разум. Но это уже тот ум, что способен подчинить себе чувства, использовать эмоции как для созидательного, так и для разрушительного труда. Это деятельный ум, ум конкретный, тесно и плотно отождествлённый с натурой. Логический ум. Осязаемой материей ума является Слово, что в обратном прочтение и есть Волос-Велес. Наглядна показана связь между подземным миром, что можно обозначить подсознанием-Велес и надземным миром, явным, что можно назвать сознанием-Словом.
И, как всегда, в каждой ипостаси Бога есть светлая и тёмная стороны. Так и у Велеса есть светлая, явная сторона, направленная на созидание, и тёмная сторона — навная, направленная на разрушение, но…
«Не бойтесь, королева, кровь давно ушла в землю, и там, где она пролилась, уже растут виноградные гроздья.»