Есть такая традиция у современных учёных — всё непонятное списывать или на викингов, или на кельтов (они же галлы). А отличить одних от других, кстати, довольно просто: первые в штанах, а вторые, как правило, в юбках... Вот те, которые в юбках, и считаются родоначальниками этого праздника.
И никого не смущает даже наличие славянских осенних Дедов, отмечающихся в эти же дни. Да и не только у славян, в традиции многих северных народов в это время года присутствует некий мистический праздник, связанный с потусторонними силами.
И это в общем понятно, если представить, как жили наши предки зимой практически без искусственного света, когда солнце лишь едва выходит из-за горизонта и то не на долго.
Считалось, что в этот период предки переставали помогать живым и уходили на зимний покой в мир Нави. Тёмные же силы напротив — засидевшись за полгода в своих норах, вставали в полный рост, уже не слишком опасаясь быть замеченными. Это их время.
И для оставшихся без защиты людей есть два пути: вести себя как можно тише, не привлекая к себе внимания нечистой силы, или напротив — выйти в ночь и постараться сойти за своего. Вот все возможные традиции празднования и связаны с выбором той или иной стратегии.
Но почему именно в конце октября — начале ноября?
Конечно, ни при чём тут ни октябрь, ни ноябрь — не было в те времена еще таких месяцев. Ориентировались наши языческие предки только на солнце.
Но говоря о солнце, необходимо вспомнить недавней ещё момент осеннего равноденствия, когда продолжительность дня и ночи сравниваются. Считалось, что это момент важнейшего небесного сражения — одной из двух в году битв Света и Тьмы. И в этой битве Свет оказывается побеждённым, Тьма входит в свои права…
Но не сразу! Ведь душа усопшего отходит лишь на 40-й день.
А теперь давайте посчитаем 40 дней от осеннего равноденствия, которое, напомню, приходится на 22-23 сентября. И получим мы ночь с 31-го октября на 1 ноября… Вот вам и загадочные кельты.
Славяне, кстати, в эти дни тоже ходили на кладбище, но, конечно, не нечисть уважить, а предков своих. Важным считалось к этому времени закончить с хозяйственными работами, починить и убрать на зиму инструменты, инвентарь и позаботиться о зимовке домашней живности. Ну и традиционно выбирали первую стратегию — стараясь не создавать лишней шумихи, относились к тёмным силам с уважением, но и лица своего не скрывали.
И никого не смущает даже наличие славянских осенних Дедов, отмечающихся в эти же дни. Да и не только у славян, в традиции многих северных народов в это время года присутствует некий мистический праздник, связанный с потусторонними силами.
И это в общем понятно, если представить, как жили наши предки зимой практически без искусственного света, когда солнце лишь едва выходит из-за горизонта и то не на долго.
Считалось, что в этот период предки переставали помогать живым и уходили на зимний покой в мир Нави. Тёмные же силы напротив — засидевшись за полгода в своих норах, вставали в полный рост, уже не слишком опасаясь быть замеченными. Это их время.
И для оставшихся без защиты людей есть два пути: вести себя как можно тише, не привлекая к себе внимания нечистой силы, или напротив — выйти в ночь и постараться сойти за своего. Вот все возможные традиции празднования и связаны с выбором той или иной стратегии.
Но почему именно в конце октября — начале ноября?
Конечно, ни при чём тут ни октябрь, ни ноябрь — не было в те времена еще таких месяцев. Ориентировались наши языческие предки только на солнце.
Но говоря о солнце, необходимо вспомнить недавней ещё момент осеннего равноденствия, когда продолжительность дня и ночи сравниваются. Считалось, что это момент важнейшего небесного сражения — одной из двух в году битв Света и Тьмы. И в этой битве Свет оказывается побеждённым, Тьма входит в свои права…
Но не сразу! Ведь душа усопшего отходит лишь на 40-й день.
А теперь давайте посчитаем 40 дней от осеннего равноденствия, которое, напомню, приходится на 22-23 сентября. И получим мы ночь с 31-го октября на 1 ноября… Вот вам и загадочные кельты.
Славяне, кстати, в эти дни тоже ходили на кладбище, но, конечно, не нечисть уважить, а предков своих. Важным считалось к этому времени закончить с хозяйственными работами, починить и убрать на зиму инструменты, инвентарь и позаботиться о зимовке домашней живности. Ну и традиционно выбирали первую стратегию — стараясь не создавать лишней шумихи, относились к тёмным силам с уважением, но и лица своего не скрывали.