Национальная идея - это национальные смыслы и ценности. Это то, что заставляет носителей разных культур в одних и тех же обстоятельствах принимать разные решения и делать разные выводы. И это то, что и позволяет отличать один народ от другого.
Но где её искать?
На виду элита общества, соль земли, краса и гордость... (в идеале, конечно). Но элита любой страны космополитична. И не потому даже, что так хочет. По большому счёту неважно, чего она хочет, это условие. Ведь одна из главных задач этой самой элиты - выстраивать отношения с элитами других стран. А не получится выстраивать отношения с тем, кого не понимаешь. Вот и приходится искать общий язык.
К слову, вот уже 2,5 тысячи лет главным "универсальным языком" является, условно говоря, язык Платона - видение мира, построенное на древнегреческой философии и, что особенно важно, мифологии. Не просто так античность изучалась и изучается во всех "элитных" учебных заведениях. Это универсальный язык понятный в самых удалённых уголках планеты.
И древняя мифология по сей день является олицетворением претендующего на богоизбранность элитарного общества. Но нет там одного - национальной идеи! Мифы всех народов (как и элиты) очень похожи, и поиски в них местных особенностей, как правило, превращаются лишь в выдавание желаемого за действительное.
А если, скажем, литература?
Опять же, Достоевского читают во всём мире, так же как и Толстого, Чехова, Тургенева, Островского. Мы гордимся ими, как рождёнными русской землёй, и есть чем! Но, если говорить по совести, писали они для всё того же просвещённого меньшинства и, соответственно, об общечеловеческом. Гениально писали и по сей день актуально, но, что называется, не для народа…
И что же остаётся? Остаётся сказка!
Именно сказки в наибольшей степени отличаются в разных странах. Более того, даже в соседних районах одна и та же история порой звучит очень по-разному, проявляя какой-то местный колорит. И местные же ценности.
Плюс к тому удивительным образом сказка, особенно русская, объединила в себе и жреческую (в виде неизменного ядра, идеи), и народную (в виде вариативности содержания) составляющие, соединив таким образом не только пространство, но и время: современность с древнейшими временами мудрецов-нарад.
Но главное - именно сказка является тем фундаментом, на котором и формируется личность. Именно она закладывает основы, как сейчас модно говорить, самоидентификации (в том числе национальной). И именно её нужно изучать, если мы хотим эти основы понять.
Но где её искать?
На виду элита общества, соль земли, краса и гордость... (в идеале, конечно). Но элита любой страны космополитична. И не потому даже, что так хочет. По большому счёту неважно, чего она хочет, это условие. Ведь одна из главных задач этой самой элиты - выстраивать отношения с элитами других стран. А не получится выстраивать отношения с тем, кого не понимаешь. Вот и приходится искать общий язык.
К слову, вот уже 2,5 тысячи лет главным "универсальным языком" является, условно говоря, язык Платона - видение мира, построенное на древнегреческой философии и, что особенно важно, мифологии. Не просто так античность изучалась и изучается во всех "элитных" учебных заведениях. Это универсальный язык понятный в самых удалённых уголках планеты.
И древняя мифология по сей день является олицетворением претендующего на богоизбранность элитарного общества. Но нет там одного - национальной идеи! Мифы всех народов (как и элиты) очень похожи, и поиски в них местных особенностей, как правило, превращаются лишь в выдавание желаемого за действительное.
А если, скажем, литература?
Опять же, Достоевского читают во всём мире, так же как и Толстого, Чехова, Тургенева, Островского. Мы гордимся ими, как рождёнными русской землёй, и есть чем! Но, если говорить по совести, писали они для всё того же просвещённого меньшинства и, соответственно, об общечеловеческом. Гениально писали и по сей день актуально, но, что называется, не для народа…
И что же остаётся? Остаётся сказка!
Именно сказки в наибольшей степени отличаются в разных странах. Более того, даже в соседних районах одна и та же история порой звучит очень по-разному, проявляя какой-то местный колорит. И местные же ценности.
Плюс к тому удивительным образом сказка, особенно русская, объединила в себе и жреческую (в виде неизменного ядра, идеи), и народную (в виде вариативности содержания) составляющие, соединив таким образом не только пространство, но и время: современность с древнейшими временами мудрецов-нарад.
Но главное - именно сказка является тем фундаментом, на котором и формируется личность. Именно она закладывает основы, как сейчас модно говорить, самоидентификации (в том числе национальной). И именно её нужно изучать, если мы хотим эти основы понять.